С 15 июля 2016 года вступает в силу норма об изменении Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на основании которой государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость будет удостоверяться только выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), в связи с чем прекращается выдача свидетельств о государственной регистрации прав, в том числе повторных.
Форма выписки из ЕГРП, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав, утверждена приказом Минэкономразвития России. Такая выписка из ЕГРП может быть выдана как в бумажной, так в электронной форме.
Выписка из ЕГРП, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав, – это документ, подтверждающий факт проведения такой государственной регистрации и наличие в ЕГРП указанных в ней сведений, в том числе о правообладателе, объекте недвижимости, зарегистрированном в соответствующий день под соответствующим номером праве, правоустанавливающих документах – основаниях для регистрации права, на дату, указанную в ней в качестве даты выдачи.
При этом согласно законодательству только запись о государственной регистрации права в ЕГРП является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
«До вступления в силу изменений в законодательство заявитель и так мог выбрать — получить ли при регистрации права собственности свидетельство о регистрации собственности или выписку из ЕГРП. Отмена свидетельств не меняет процедуры регистрации прав, поэтому для заявителей при получении услуги ничего не изменится. В целом же, нововведение поможет простым гражданам избежать ошибок при получении информации, например, о покупаемой квартире. Ведь далеко не каждый знает о том, что бумажное свидетельство может быть неактуальным на дату проверки сведений. Зато любой человек может получить выписку о правах на интересуемый объект недвижимости, сделав запрос в Росреестр. Данная выписка будет подтверждать факт и сроки нахождения объекта недвижимости в собственности гражданина на момент ее выдачи, наличие каких-либо ограничений (аресты, запрещения и т.д.). Выписку из ЕГРП также можно получить в электронном виде через портал Росреестра, в таком случае она будет заверена усиленной электронно-цифровой подписью государственного регистратора, которая защищена от подделки. Срок выдачи выписки из ЕГРП, запрашиваемой в электронном виде, составит 2 рабочих дня, в то время как в бумажном виде срок ее выдачи — 5 рабочих дней» — прокомментировал новшество руководитель Управления Росреестра по Республике Башкортостан Игорь Шеляков.